Найти: на


           

Джулио Мазарини

                         
         
 Главная    
 

                                                              



http://infrancelove.narod.ru/pictures/absolutism.gif
http://infrancelove.narod.ru/pictures/Persons.gif
http://infrancelove.narod.ru/pictures/Memoirs.gif
http://infrancelove.narod.ru/pictures/Literature.gif




Перевод: Alixis

 

ЧАСТЬ I.

ДЖУЛИО МАЗАРИНИ, ПАПСКИЙ ДИПЛОМАТ

.

«Не раздумывай слишком много, иначе не успеешь измениться»

Франческо Барберини

.

.

. 

 

1. Юный римлянин

.

В один день 1915 года мир гор и лесистых долин Абруцци был разрушен мощным землетрясением, унесшего жизни более 30 000 человек. Среди наиболее пострадавших поселений оказалась Пешина: в руины превратился и дом, принадлежавший семье Буффалини. Там, в день Святого Бонавентуры, 14 июля 1602 года Гортензия Мазарини (урожденная Буффалини) родила своего старшего сына. Джулио Мазарини суждено было стать видным французским государственным деятелем, а так же сыграть важную роль в перекраивании политической карты Европы. Позднее, именно 14 июля, в 1789 году другого рода землетрясение сотрясло Париж, когда под натиском революционной толпы упала Бастилия, продемонстрировав миру крах старого абсолютистского режима, в истоках формирования которого стоял Мазарини.

Карьера итальянца, ставшего первым министром Франции, не выделяется так же ярко, как карьера Ришелье. Сравнивая его с Ришелье, как правило, подчеркивают отсутствие в Мазарини таких черт как героизм и беспощадность, которые и сделали этого француза объектом такого глубокого уважения, часто с оттенком некоторого благоговения. Однако цели, завещанные Ришелье своему преемнику в 1642 году, таили в себе смертельные опасности для любого, кто попытался бы их достичь. Когда же в 1661 году умер Мазарини, Франция была расширена усилиями двух мирных договоров, ее король был любим и уважаем: власть выглядела незыблемой. Даже принимая во внимание его огромное личное состояние, составленное на службе французской короны, можно утверждать, что Мазарини является для истории столь же важным, как и тот человек, которого все французы называют «Великий кардинал» - и не менее достойным изучения.

Гортензия Мазарини удалилась в фамильное поместье перед первыми родами, пытаясь найти спасение в тишине и свежести деревенского воздуха от испепеляющего зноя римского лета. Ее семья была благородной и происходила из Умбрии. Один из ее братьев был мальтийским рыцарем[1] и даже написал трактат о дуэлях: свидетельство знатности и благородного происхождения. Ее крестным отцом был коннетабль Неаполя Филипо Колонна[2], который организовал ее брак с Пьетро Мазарини в награду за его заслуги перед домом Колонна, одной из старейших и знатнейших фамилий Италии. Она родила еще пятерых детей после Джулио; частые роды, тревога за детей и семейные неурядицы не сильно повредили ее красоте и добродетельности, но, кажется, она была не слишком счастлива в браке, особенно в последние годы, когда ее муж от нее сильно отдалился. Она прожила достаточно долго (до 1644 года), чтобы узнать, что Джулио стал первым министром Франции. Семья опосредованно получила часть той славы, которой сопровождалась его карьера, в том числе и тем, что, благодаря его усилиям, смогла породниться с целым рядом благородных домов Европы, но, к сожалению, не смогла поддержать ее в дальнейшем на должном уровне.

La casa! Это слово, постоянно повторяющееся во всей семейной переписке, обозначает дом и семью. Ее история в тот момент, когда известность старшего сына только-только начинает расти, постоянно изменяется: в 1629 году семья меняет три дома в модном квартале Треви, центре папского Рима, где позже, в 1640 году Мазарини купит собственное палаццо. Семья Мазарини не была бедной, но часто попадала в стесненные обстоятельства и в доходах хронически зависела от прихоти своего патрона: это отражено в письмах Пьетро, который пишет в основном о домашнем хозяйстве. Непростая жизнь «человека дома», в которой было больше работы, чем успехов, больше обещаний, чем вознаграждений, было не совсем то, что Пьетро ожидал, когда он приехал из родной Сицилии, чтобы занять пост мажордома дома Колонна. Это место было для него выхлопотано его родным братом Джулио Мазарини, иезуитом[3], известным по своим проповедям далеко за пределами Италии (его проповеди были переведены на французский и изданы во Франции в 1612 году). Он стал первым членом семьи, обретшим известность, и это, несомненно, впоследствии облегчило путь его тезки. Возможно, Джулио мог бы сделать для Пьетро гораздо больше, если бы последний был более компетентным человеком. Сама по себе должность мажордома была ни унизительной, ни обременительной. Занимая ведущую позицию среди клиентов коннетабля, он в разное время занимался то управлением недвижимостью, то сбором налогов. Однако он часто жаловался, что его услуги были мало оценены и плохо оплачивались. В своем письме в 1629 году он давал следующую оценку своему патрону Колонне: «Я никогда не видел плодов этой доброй воли»[4]. Его жалобы в итоге обострили и без того большие амбиции сына.

Семья росла гораздо быстрее, чем средства ее существования, поэтому Пьетро очень быстро основные свои надежды возложил на Джулио, прилежного ученика, обаятельного компаньона молодых дворян, протеже богатых вельмож и восходящую звезду папской дипломатии. Несомненно, есть некоторый пафос в рвении болтливого отца к продвижению сына, но его собственный пример участия в любом мало-мальски доходном деле сыграл не последнюю роль в определении дальнейшего пути молодого человека. Столь авантюристическое представление о карьере сына не удивительно, поскольку заботы Пьетро усугублялись еще потребностями остальных детей. Кроме младшего сына Микеле[5] (*Микеле – это было имя, которое он принял в 15 лет, постригаясь в монахи. При рождении он был крещен как Алессандро – прим. перев.) у него было еще четыре дочери, для которых необходимо было найти мужа или место в монастыре. Джулио, очевидно, был примерным сыном; так же он был хорошим братом. Он был обязан находить разные финансы – на получения образования для Микеле у доминиканцев в Болонье, для содержания и обучения четырех сестер, или, в случае с Анной-Марией[6] -  для обеспечения постоянного места в монастыре Санта ди Кампо Марса в Риме – все это зависело от способностей Джулио изыскивать нужные средства и обеспечивать влиятельного покровителя. За исключением Анны-Марии, если она действительно не так уж и хотела оставаться в монастыре, настоятельницей которого она в итоге стала, все они не были разочарованы. А для нескольких детей следующего поколения, племянниц, Джулио обеспечил будущее гораздо выше мечтаний любой из его сестер.

Обязанность старшего сына поддерживать семью была дополнена собственными амбициями Джулио и подкреплялась хорошим телосложением, приятной внешностью и отличной интуицией, позволявшей находить различные благоприятные возможности. Одновременно вызывая удивление и замешательство историков, он подвел ожидания своего отца, жалобно распекавшего его: «следите за своим почерком»[7]. Возможно, многие важные черты зрелого государственного деятеля могут быть обнаружены у него уже в ранние римские дни, вселяя привязанность в тех, кто пользовался его дружбой и жизнелюбием, и осторожность в тех, кто думал, что может пострадать от его амбиций, или же задавался вопросом, что же на самом деле скрыто под его мягкими и приятными манерами. Однако можно было быть точно уверенным в одном: он был умным.

Джулио обучали, как тогда было принято, начиная с возраста семи лет, в римском Колледже иезуитов, обширном здании, спланированном таким образом, что в нем могло размещаться до двух тысяч учащихся. Будучи уже признанным лидером реформированного, воинствующего римского католицизма, сочетая в своей известной школе суровую дисциплину с гибкостью методов теологии, Общество Иисуса предлагало интересные перспективы для тех, кто хотел служить Христу, но при этом не хотел уходить в монахи. Джулио был одним из самых талантливых учеников, особенно выделяясь результатами в латыни, теологии, логике, геометрии и риторике. Очарованные «его прекрасным духом, способностями и прекрасными манерами», они стремились завоевать его для своего общества. И действительно, каким бы иезуитом он мог бы стать!

Очень много в характере этого века освещено идеалами и стилем иезуитов. Они были преданы строгим заповедям и гибким методам своего основателя, баскского солдата и просветителя (проповедника) Игнатия Лойолы[8]. Они активно работали на границах миссий, от лесов Канады, до двора китайского императора, то добиваясь намеченных целей, то получая мученичества за Христа. Они не имели ничего против, однако, изящных манер и куртуазности и не считали, что мирской стиль умаляет их преданность идеалам церкви. Таким образом, Джулио оставался персоной грата для отцов Римского Колледжа. Он был выбран на роль Игнатия в спектакле в 1622 году, поставленном по случаю канонизации основателя ордена и добился в этой роли большого успеха. Но его учеба и сыновний опыт были поставлены на службу другим целям.

Этого galantuomo[9] (не совсем корректная передача итальянского словосочетания gallant uomo – прим. перев.) гораздо больше привлекают дворцы своих богатых друзей и удача за карточным столом, где он демонстрирует талант к дружбе, хороший характер и готовность идти на определенные действия даже в ущерб собственным интересам. Это были, безусловно, те качества, которые вызвали у покровителей Джулио заинтересованность в его карьере, которую они навряд ли могли ему оказать, окажись он простым подхалимом. Кроме того, и это тоже сыграло свою роль, поскольку он никогда любил дисциплину, требуемую у иезуитских новичков, для чьих приверженных душ не было особых перспектив для возвышения; они были только у немногих привилегированных, тех, кто на самом деле желал заявить о себе в церковной иерархии. Этот молодой римлянин со светским нравом в будущем будет держаться от иезуитов на расстоянии, он никогда не будет соглашаться исповедоваться у иезуитов; он станет кардиналом, так никогда и не будучи посвященным в сан и будет служить церкви способами, которые удовлетворяли его талантам. Дипломатия станет его métier (профессией).

Идеальный сын и брат, охотник за хорошим местом из небогатой семьи, впечатлительный, но осторожный ученик иезуитов: вот ключи к личности Джулио, но они не свидетельствуют о нем в полной мере. Остановимся на самом важном: он был дитем барочного Рима, в самом его расцвете, что делало Святой город местом такой невероятной красоты. Барокко[10] можно рассматривать как чрезвычайно театральный стиль: попытка угодить массам в период растущей напряженности в перенаселенных городах, подчиняя принятые каноны вкуса поиску впечатлений; как механизм, используемый абсолютистскими правителями для того, чтобы обеспечить принятие иерархического общества массами; как продукт самого общества, ищущего защиту от ненадежности и хронического пессимизма окружающего мира. Читателю может бросить вызов такая теория; но маловероятно, чтобы молодой Мазарини вникал глубже поверхности того искусства и архитектуры, что преобразовывали лицо Рима в век барокко. Тем не менее, физический параметр жизни имеет большое значение: в этом случае он позволяет нам представить себе римский мир того времени, который поддерживал и вдохновлял амбициозного молодого священнослужителя и может помочь понять менталитет этого человека Наилучшее, что создавало баланс в искусстве барокко между властью архитектурных форм и драмой, которая является основной особенностью стиля, выражалось движением в сложных образцах и смелыми изобретениями.

Художники, возможно, целились на иллюзию, но основной темой был божий замысел. В великолепном нефе Карло Мадены в соборе Святого Петра или в шедевре Виньолы и Делла Порте[11], их роскошной церкви Гезу (Gesù) (*или Жезю – церковь Иисуса, главная церковь иезуитов – прим. перев.), удачливые римляне не могли не наблюдать дух оптимизма. Позади потрясающего по силе воздействия произведения была безошибочная мощь, полученная стараниями художников понравиться своим патронам. Они стремились не просто привлечь, но ошеломить паломника, чтобы вызвать в нем по требованию проводимой реформации соответствующее настроение…

Папство тогда все еще стремилось выражать через искусство смысл декретов Тридентского собора, которые подтвердили и определили стиль традиционного обучения[12], решившего в то время наконец-то врожденный конфликт между общечеловеческими ценностями и теоретической догмой. В цитадели церкви, которая видела горение Джордано Бруно и должна была скоро увидеть осуждение Галилео Галилея[13], были четкие взгляды на то, какому человеку можно было разрешить думать. В фигурах святых, роскошных гробницах и изгибающихся baldacchinos (куполах) художники барокко засвидетельствовали подвиги не освобожденного человека, l'uomo universale, относящегося к эпохе Возрождения, а слуги Бога, внимающего только Его требованиям: для его наставления они превозносили эффективность молитв мертвым, откровения святых, красоту и власть Богоматери, тайну причастия и возвращающееся чудо мессы.

Город, в который Клод Лоран и Пуссен приехали из Франции, чтобы усовершенствовать свое ремесло, был охвачен безумством строительства. Рим был полон ремесленников, рабочих, штукатуров, каменщиков, мраморщиков, художников. Среди учеников, которые учились с Мазарини в колледже иезуитов, один был молодым мастером Франческо Борромини, который работал вместе со своим отцом-архитектором и занимал скромное место каменщика, а другой, Джованни Бернини[14], был неаполитанцем. Эти два художника были конкурентами; вместе они сделали в архитектуре больше, чем кто-либо другой, подарив Риму статус столицы барокко. У каждого квартала существовала своя церковь, собор Св. Петра был только самым великим среди группы церковных куполов, и это все дает отличное представление о том, каким был Рим в те времена. Римляне были очень заняты, приспосабливая старый классический Рим к потребностям нового духовного империализма. Они перемещали колонны и обелиски, чтобы удовлетворить этим грандиозным планам; они украшали их крестами, чтобы отметить триумф церкви по старому языческому и новому гуманистическому подобию.

При этом эта деятельность не ограничивалась только церквями. Украшенные дворцы, прекрасные улицы и скверы, свидетельствовавшие о богатстве патронов, для которых Вечный город был Полярной звездой артистического мира. Рим обеспечивал и реальные перспективы и, как представлено в некоторых девизах его типичного искусства, ложные. Здесь царило богатое изобилие и, вместе с этим, неисправимо экстравагантное настроение. Бенефиции были для всех. Красивые фонтаны питались новыми акведуками, обеспечивая избыточное водоснабжение (180 000 литров в день) любого большого города. В некотором отношении рост его населения (увеличившегося к середине 17 века почти на 50 000 человек) был паразитическим. Знатнейшие римляне предпочитали жить на ренту от долговых бумаг, которыми папство финансировало значительную часть своих работ; многие из жителей были ленивы, живя за счет милосердия других; некоторые были нищими, некоторые бандитами, а многие были просто бедны. И, хотя в Риме не было засилья нищеты или преступности, которой была отмечена бурная жизнь простолюдина Караваджо, они отчетливо проступали на первый план, оттеняемые великолепием класса патрициев и представлениями о тех, кто служит наследнику Святого Петра на высшем уровне. Все это использовалось для того, чтобы обеспечить контраст, который тот же Караваджо[15], виртуоз света и тени, использует в такой работе как Мадонна Лоретто, нарисованной в год юбилея (1600 год). Два старика, паломники, преклонившие колени перед Мадонной: излучение веры и страха, они представляют собой обычных простолюдинов, для которых, так же как для своих патронов, работали художники.

В городе на семи холмах в тот период все еще было возможно, среди толп скапливающихся паломников, блаженствовать в том смысле, что ощущать себя живущим в центре цивилизованного мира. Однако, если бы на деле оказалось, что действительная мощь мира лежит в другом месте, в расцветающих дворах и канцеляриях Мадрида, Парижа, Вены, Лондона и даже Амстердама и Стокгольма, не было ли там, во всем этом великолепии, элемента претенциозности? Если это так, то это было закреплено в опыте Джулио его семьей: отцом, цепляющимся за фалды хозяина, чьи дворцы из мрамора и штукатурки были профинансированы арендной платой задавленных налогами крестьян и верующих. Даже в культурной жизни был намек на упадок, выраженный в безрассудстве покупок должностей и развлечений, характеризующих избалованную плутократию.



[1] Рыцари Святого Иоанна Иерусалимского, или рыцари-госпитальеры, орден, основанный в 1114 году и образовавший  суверенное государство на Мальте после осады 1565 года.  Считались основной частью обороны христианского мира от нападений Османской империи.

[2] Филипо Колонна, 1578-1639, глава римского клана, отличавшийся своей воинской доблестью и служивший Испании.

 

[3] Про иезуитов см. примечание 8 о Святом Игнатии.

[4] Жалобы и требования Пьетро Мазарини становились тем настойчивее, чем выше продвигалась карьера его сына. Например, в сентябре 1629 года он пишет: «Я с нетерпением жду, когда Вы пришлете мне помощь… Я не могу сделать ничего большего… Я воздерживался [но он этого не сделал] с описанием Вам того, что срочно требуется семье, чтобы не увеличивать ваши проблемы, которые я итак несу в одиночку с ее содержанием». Он никогда не был доволен и психологический эффект от этого семейного бремени очень много объясняет впоследствии в отношении Джулио к деньгам и собственности. Тем не менее, он согласился на второй брак (заключенный в 1645 году с Порцией Орсини), действуя в Риме в качестве агента своего знаменитого сына, а так же занимался обустройством и содержанием палаццо Мазарини на Квиринале (хотя при этом не забывал отдавать должное кошельку и вниманию сына).

[5] Микеле Мазарини (1607-1948) показал свое сходство с отцом  в части недовольства жизнью и неуверенным характером. Получивший образование у доминиканцев и посвящение в сан, он вырос в карьере с помощью брата. Он был избран главой ордена доминиканцев, но выборы были признаны римским папой недействительными из-за нарушения выборного процесса. В дальнейшем он стал архиепископом Экса (1645), затем кардиналом (1647), это продвижение было скорее обусловлено хорошими связями брата, чем его собственными способностями.

[6] Анна-Мария Мазарини (1604-1669) стала настоятельницей монастыря в Санто ди Кампо Марса в Риме в 1657. Слава ее брата сделала ее знаменитостью – и Колонна, и Барберини, и даже, в последний раз королева Швеции Кристина, будучи в изгнании, ее посещали, но скорее, больше в политических целях, чем за духовным советом. Она также являлась центром небольшой группы, предположительно мистиков, и представляла собой духовный ресурс семьи, ценность которого для Мазарини очевидна в признании им ее интересов, просьб и писем.

[7] Графолог мог бы вывести черты характера Мазарини из быстрого, плавного, плохо сформированного и иногда неразборчивого почерка. Я только предположу обширный рациональный ум, мыслящий стремительнее, чем его перо, и желание быстрее выразиться и перейти к следующему необходимому делу. См. также p. 335, прим.15 о его записных книжках.

[8] Игнатий Лойола (1491-1556) был испанским солдатом, который испытал духовное просветление, поправляясь от ран; он составил духовные поучения и организовал группу учеников, которые поклялись бедности и целомудрию, которая в последствии стала ядром Общества Иисуса. Был канонизирован в 1622 году римским папой Григорием XV. Во времена Мазарини орден насчитывал более 15 000 членов, работавших во всем мире, прежде всего в миссионерстве и в образовании. Их высокая внутренняя дисциплина, централизованная структура ордена и готовность решать любые проблемы мира сделали их, идеальных героев реформируемого католицизма, главным орудием распространения этой доктрины. Изначально набожные, они вышли в более широкую область, включавшую в себя материалы по мифологии и древней истории. Иезуитские игры становились все более и более сложными, оформление спектаклей шло в ногу с самыми новыми веяниями в европейском театре. Музыка так же сыграла большую роль в формировании характера и вкусов их умного ученика.

[9] Galantuomo: любой перевод этого слова проигрывает оригиналу, поскольку никакой «честный человек» или «храбрый человек» не способны передать все его нюансы, связанные одновременно с такими качествами, как  разумность, чувствительность и мужественностью как привлекательностью  и, особенно, с честью. Возможно, это определение не совсем точно подходит под способы, какими Мазарини старался произвести впечатление на других, но дружелюбие было одной из его характерных черт, оно было заложено в основе его природы. Детан пишет, как всегда, разъясняя, об: «его страстных поисках дружбы. Именно через контакт с другими Мазарини стремился изучить жизнь».

[10] Заманчиво увидеть карьеру Мазарини как 'барочную' в скачке его амбиций и причудливом использовании всех возможных ресурсов. Или, по крайней мере, выделить влияние, которое оказало на впечатлительного молодого человека, вращавшегося в кругу великих покровителей, то впечатляющее творческое напряжение, царившее вокруг. Первые проявления барокко (итальянский язык, barocco, первоначально означает любую искаженную идею) появляются в Италии в последние десятилетия шестнадцатого столетия. Его проекты, как правило, вызывают эмоции, обращаясь непосредственно к чувствам. Особенностями, связанными со стилем, являются великолепие, жизненность, движение, напряженность и чувственное богатство. Это появлялось из потока технической виртуозности и изобретательности. Исполнители нацеливались на самое полное взаимодействие между архитектурой, живописью и скульптурой. Миссионерский импульс пост-Тридентской церкви (см. прим. 12) ведомый патронами, призывал к проектам, которые приковывали бы глаза к главенствующему значению алтаря и мессы, предоставляя кафедре для проповеди оказывать максимально возможное влияние.

[11] Карло Модена (Carlo Maderna) (1556-1629) архитектор, предопределивший стиль ранней барочной архитектуры. Добавляя неф, он преобразовал греческий проект Микеланджело  в продольный, возвратившись, таким образом, к схеме ранних христианских соборов.. Мазарини был так же знаком с его работой в палаццо Барберини.

Джакомо да Виньола (Gicacomo da Vignola) (1507-73) умер до того, как был закончен собор Гезу (Gesù) (Жезю) (делла Порте был архитектором фасада), но основной план принадлежал ему. Его удачное решение кафедры как инструмента драматизации мессы в последствии широко копировалось.

Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta) (1537-1602), так же отвечал за заключительный проект купола собора Св. Петра, который стал образцом барочного купола, известного во всей Европе.

[12] Совет Трента собирался между 1545 и 1563, чтобы определиться с вопросами веры и предложить меры для ее реформирования. Это привело, через более ясные определения вопросов веры, к закреплению и увеличению различий между католиками и протестантами. Процессы централизации внутри церкви были призваны поддержать власть папы, увеличив при этом власть епископов. Заключения совета объединили в себе традиционализм с признанием современных потребностей церкви быть инструментом образования и пропаганды. Человеческим желаниям позволили иметь частичное в оправдании в вере через изящество Бога: таким образом церковь помещала печать своей власти на интерпретации, которая не могла быть принята кальвинистами и которая станет спорной внутри самой церкви с появлением янсенизма (см. также стр 292 и стр. 318, прим. 4). Эффективность традиционных причастий была подтверждена, как и 'истинное почитание' святых. Латинская библия Вульгата (Vulgate) была определена как подлинный текст священных писаний. Поскольку большинство епископов и глав религиозных образований были представлены итальянцами, то неудивительно ни то, что реформы оказали самое непосредственное влияние именно на мир Средиземноморья, ни то, что галликанская Франция не спешила их осуществлять. Вообще, однако, продвижение этой реформы было обязано получить импульс, поскольку она соответствовала светским тенденциям стремления к однородности и совпала с общим движением к политической централизации. Это движение, как можно заметить, представляло собой тоску по абсолюту и чрезмерности, независимо от того, выражалась ли она в преднамеренной простоте пуританизма или же в изобилии и цвете барокко.

[13] Джордано Бруно (Giordano Bruno) (1548-1600), философ, астроном, математик, оккультист, заложил основы для появления двух теорий современной науки: о бесконечности вселенной и о разнообразии миров.

Галилей Галилео (Galilei Galileo) (1564-1642), математик, астроном и физик, слава которого не нуждается в дополнительном признании, оказался в конфликте с церковью, поддержав теорию Коперника о вращении планет вокруг солнца. После выхода его письма «Диалоги о двух главных системах мира» иезуиты утверждали, что его влияние на традиционную систему обучения  имеет более худшие последствия, чем «Лютер и Кальвин вместе взятые».

[14] Франческо Борромини (Francesco Borromini) (1599-1667) был одним из главных разработчиков стиля барокко. Раздражительный, оригинальный, и смелый, иногда даже на грани приличия, он стал впоследствии сильно меланхоличным. И все же ему удалось сотрудничество с Бернини в одном из самых плодотворных творческих союзов по созданию главного купола в соборе Св. Петра.

Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) (1598-1680) был чрезвычайно жизнерадостным и в то же время глубоко верующим человеком. Архитектор, скульптор и живописец, необыкновенно плодотворный до самого конца своей долгой жизни, он символизирует собой жизненный дух Рима времен Мазарини. За период его творчества сменилось семь пап, но именно под патронажем папы Урбана VIII он достиг расцвета своего мастерства. Самую большую известность ему принесли главный купол собора Св Петра (эквивалентный высоте четырехэтажного дома), большая колоннада на базарной площади, прилегающей к собору Св. Петра и скульптурный ансамбль Экстаз Св. Терезы, который вовлекает паломников в глубокие религиозные переживания. Он посетил в Париж в 1667 году по запросу короля, но оскорбил парижан своими уничижительными замечаниями о французской архитектуре и живописи. Мазарини был бы разочарован, если бы узнал, что проект Бернини по перестройке Лувра был отклонен, но одобрил бы портретный бюст Луи XIV, который стал образцом для будущих портретов короля.

[15] Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) (1573-1610) прожил жизнь, скандальную даже по понятиям римской богемы Кампа Марсо. Сильный, непостоянный в своих чувствах, хвастун и скандалист, он ранил одного человека, защищая честь своей любовницы и убил другого из-за спора об игре в теннис. Его живопись была столь же строгой и мастерской, сколь его собственная жизнь была беспорядочна и импульсивна. Он ввел революционную технику «светотени», с эффектным выборочным освещением форм из глубокой тени, которая стала характерным признаком барочной живописи.










      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 
  
 
Hosted by uCoz